Сайт - портфолио учителя культуры родного края,

чувашского языка и литературы

МОУ "Балабаш-Баишевская СОШ"

Козловой Веры Ильиничны

Доклад.

Тема « Дифференциация и индивидуализация обучения как средство

эффективности развития потенциала школьника».

Еще древние мудрецы говорили: « Увидеть и понять проблему- наполовину решить ее, если же видишь ее, то знай, что она в тебе самом». Большинству из нас проблема обучения учащихся знакома, и мы хорошо понимаем, что у всех учащихся с низками учебными возможностями, с особой индивидуальностью практическая деятельность не направлена на познавательный процесс. Можно ли что-то изменить?считаем, что можно. В первую очередь, в работе с данной категорией обучающихся следует решать с данной категорией обучающихся следует решать задачи, которые помогли бы учащимся, имеющим низкие учебные возможности, адаптироваться в социуме, работать на уроках с учетом возможностей, общеучебной подготовки, своих индивидуальных особенностей

Рассматривая вопрос индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, необходимо решать и вопросы предпрофильной подготовки этой группы обучающихся, их индивидуальных образовательных маршрутов.Это возможно при наличии базы данных , индивидуальных особенностей темперамента, диагностики, индивидуальных особенностей личности, возможностей и способностей обучающихся данной категории.

Говорить о том, что обучать детей, имеющих низкие учебные возможности,- только попусту тратить время- это значит, что учитель сам не в полной мере владеет информацией о данном ребенке и , значит, нуждается в самоанализе и корректировке своей практической деятельности в вопросе индивидуализации и дифференциации обучения.

Дифференцированное обучение, как показывает практика, осуществляется в двух основных формах: « внешней» и « внутренней».

«Внешняя» связана с профильным обучением, организацией широкой сети разнотипных инновационных учебных заведений (гимназии, колледжи, лицеи, классы углубленного изучения отдельных учебных предметов и т.д.)

В условиях переходного периода- от единой унитарной общеобразовательной школы к многообразию ее видов- очень важно было проанализировать опыт, накопленный нашим образованием с учетом задач всеобуча. Слеует признать, что советская школа, формировавшая носителей определенных общественных ценностей и идеалов, все же обеспечивала предметную дифференциацию, так как ориентировала своих выпускников на поступление в ВУЗ.

В чем новизна ( и практическая острота этих проблем в настоящее время? Для ответа необходимо определиться в самом термине « дифференцированное обучение» В нашем понимании, это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности, по другому это система обучения, сочетающая обязательную для всех программу- минимум с необязательной программой- максимум, гарантирующую учащимся возможность, в соответствии с их индивидуальными особенностями и потребностями, уделять внимание тем предметам, которые более всего развили бы их способности.

Отсюда следует:

· Дифференцированное обучение не цель, в средство развития индивидуальности.

· Проектирование его невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему личностными особенностями;

· Только знание индивидуальности каждого обеспечивает построение личностно- ориентированной системы обучения.

Следовательно, исходный пункт в организации такаого обучение- раскрытия индивидуальных особенностей (возможностей) каждого ученика в развитии. Именно дифференцированные формы обучения создают благоприятные условия для этого.

Школа , через которую каждый человек проходит в наиболее ответственный период возрастного и личностного развития, является уникальным социальным институтом, призванным раскрыть индивидуальность каждого ученика. Все другие (вуз, армия, семья, работа) только опираются на уже сложившуюся индивидуальность как бы «эксплуатируют ее свойства и характеристики. Так , профессиональная ориентация лишь фиксирует соответствие (несоответствие) индивидуальных черт требованиям профессии. Первоначально же они раскры ваются только в школе , задача наша помочь учащемуся познать себя, самоопределиться и по возможности самореализоваться.

Только школа как коллектив профессионалов может и должна определить индивидуальность каждого ученика , помочь ему найти ответ на вопрос, «каков я», дать компетентные рекомендации о наиболее благоприятном пути индивидуального развития

Основная и очень ответственная задача школы- раскрыть индивидуальность, помочь ей развиваться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

Каждый ребенок как носитель собственного ( субъектного) опыта уникален. К моменту поступления в школу он имеет исходный уровень психического развития, и темп его развития во многом определяется организацией обучающих воздействий. С самого начала необходимо создавать для каждого не изолированную , а, наоборот, более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя. И только когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, можно рекомендовать наиболее благоприятные для развития ребенка дифференцированные формы обучения.

Следовательно, индивидуализация не результат дифференциации, а напротив, дифференциация способствует индивидуализации обучения.

В целях развития индивидуальности следует признать, что наиболее важной является не

« внешняя» , а « внутренняя » дифференциация. К ней мы относим гибкие; мягкие, ненавязчивые методы, которые использует педагог с первых шагов в школе , на уроке. В его распоряжении должны быть дидактические материалы, позволяющие ученику выбирать наиболее удобные и приятные ему типы заданий, содержание учебного материала к форму его выражения: на этой основе учитель фиксирует избирательность позновательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность в их реализции через способы учебной работы

Постоянное профессиональное наблюдение позволяет педагогу накопить « банк данных» об ученике, формирующемся у него индивидуальном познавательном « профиле». По мере проявления (от класса к классу) такого « профиля» появляется основание для определения более жестких для ученика дифференцированных форм обучения ( профильных классов, индивидуальных программ и т.п). Педагогическое наблюдение должно оформляться в виде индивидуальной карты позновательного (психического) развития и служить основным документом для выбора дифференцированных форм обучения.

Только через « внутреннюю» дифференциацию можно переходить к « внешней».

Предметники должны разработать программу мероприятий по дифференциации учебно- воспитательного процесса в соответствии с особенностями предмета, т.е работа с учащимися по повышению их уровня обученности.

Ведь у всех есть проблемы и ее причины. Должны быть и меры по устранению проблемы. Что делают наши учителя. У кого это получается хорошо , а у кого плохо. Это сказывается на уровне обученности учащихся.

Меры по устранению проблем:

- Повышенное внимание к учащимся. Сбор информации об испытываемых трудностях.

-Строгое соблюдение режима организации контрольных работ. создание ситуации успеха в учебе.

-Организация щадящего режима в начале изучения школьных предметов.

-Разработка комплекса мер, развивающих учебную мотивацию: творческие задания, система поощрения и др.

- Организация системы индивидуальных консультации со слабоуспевающими учащимися «группы риска», отдельно со сильными.

-Организация планомерной подготовки к экзаменам: уроков повторения, дополнительных занятий,

консультаций.

- Разумное планирование объема д/з.Беседы по организации режима д/з .

- Сбор информации о трудностях в учебе. Консультирование учащихся, практические занятия.

- Своевременная информация о порядке аттестации.

-оптимальное использование уровневой дифференциации.

- проведение олимпиад, интеллектуальных марафонов.

-формирование групп взаимной помощи из учащихся.

-работа по консультированию проблемов и трудностей.

- поощрение учащихся за помощь учащимися « группы риска».

- выявление групп детей с неблагоприятной оценочной ситуацией.

Постановка задачи « исправления» текущих оценок. Консультирование, дополнительный опрос, индивидуальные задания.

- подвижные перемены

Эффективность профильной дифференциации зависит от следующих педагогических условий:

  1. Создание в учебно- воспитательном процессе условий для свободного выбора предметов при наличии списка обязательных и организация углубленногго изучения профильных предметов.
  2. Сочетание обязательного общеобразовательного уровня с возможностью индивидуального развития.
  3. Обязательность диагностирования индивидуальных особенностей учащихся с целью их самоопределение в профилях.
  4. Уважение к личности ребенка, формирование профильных классов и групп согласно интересам к индивидуальным способноситям.

Проект решения:

  1. Принять во внимание рекомендации, направленные на создание педагогических условий для успешной дифференциации, индивидуализации оборазовательного процесса.
  2. Поручить предметникам разработать программу мероприятий по дифференциации учебно- воспитательного процессав соответствии с особенностями предмета.
  3. Поручить классным руководителям создать механизмы эффективной работы с портфолио ученика. Привлечь к этой работе психологическую службу, поручить разработать рекомендации педагогам по диагностированию способностей и интересов обучающихся.

© vera-kozlova111

Конструктор сайтов - uCoz