Сайт - портфолио учителя культуры родного края,чувашского языка и литературыМОУ "Балабаш-Баишевская СОШ"Козловой Веры Ильиничны
Доклад. Тема « Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника».
Еще древние мудрецы говорили: « Увидеть и понять проблему- наполовину решить ее, если же видишь ее, то знай, что она в тебе самом». Большинству из нас проблема обучения учащихся знакома, и мы хорошо понимаем, что у всех учащихся с низками учебными возможностями, с особой индивидуальностью практическая деятельность не направлена на познавательный процесс. Можно ли что-то изменить?считаем, что можно. В первую очередь, в работе с данной категорией обучающихся следует решать с данной категорией обучающихся следует решать задачи, которые помогли бы учащимся, имеющим низкие учебные возможности, адаптироваться в социуме, работать на уроках с учетом возможностей, общеучебной подготовки, своих индивидуальных особенностей Рассматривая вопрос индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, необходимо решать и вопросы предпрофильной подготовки этой группы обучающихся, их индивидуальных образовательных маршрутов.Это возможно при наличии базы данных , индивидуальных особенностей темперамента, диагностики, индивидуальных особенностей личности, возможностей и способностей обучающихся данной категории. Говорить о том, что обучать детей, имеющих низкие учебные возможности,- только попусту тратить время- это значит, что учитель сам не в полной мере владеет информацией о данном ребенке и , значит, нуждается в самоанализе и корректировке своей практической деятельности в вопросе индивидуализации и дифференциации обучения. Дифференцированное обучение, как показывает практика, осуществляется в двух основных формах: « внешней» и « внутренней». «Внешняя» связана с профильным обучением, организацией широкой сети разнотипных инновационных учебных заведений (гимназии, колледжи, лицеи, классы углубленного изучения отдельных учебных предметов и т.д.) В условиях переходного периода- от единой унитарной общеобразовательной школы к многообразию ее видов- очень важно было проанализировать опыт, накопленный нашим образованием с учетом задач всеобуча. Слеует признать, что советская школа, формировавшая носителей определенных общественных ценностей и идеалов, все же обеспечивала предметную дифференциацию, так как ориентировала своих выпускников на поступление в ВУЗ. В чем новизна ( и практическая острота этих проблем в настоящее время? Для ответа необходимо определиться в самом термине « дифференцированное обучение» В нашем понимании, это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности, по другому это система обучения, сочетающая обязательную для всех программу- минимум с необязательной программой- максимум, гарантирующую учащимся возможность, в соответствии с их индивидуальными особенностями и потребностями, уделять внимание тем предметам, которые более всего развили бы их способности. Отсюда следует: · Дифференцированное обучение не цель, в средство развития индивидуальности. · Проектирование его невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему личностными особенностями; · Только знание индивидуальности каждого обеспечивает построение личностно- ориентированной системы обучения. Следовательно, исходный пункт в организации такаого обучение- раскрытия индивидуальных особенностей (возможностей) каждого ученика в развитии. Именно дифференцированные формы обучения создают благоприятные условия для этого. Школа , через которую каждый человек проходит в наиболее ответственный период возрастного и личностного развития, является уникальным социальным институтом, призванным раскрыть индивидуальность каждого ученика. Все другие (вуз, армия, семья, работа) только опираются на уже сложившуюся индивидуальность как бы «эксплуатируют ее свойства и характеристики. Так , профессиональная ориентация лишь фиксирует соответствие (несоответствие) индивидуальных черт требованиям профессии. Первоначально же они раскры ваются только в школе , задача наша помочь учащемуся познать себя, самоопределиться и по возможности самореализоваться. Только школа как коллектив профессионалов может и должна определить индивидуальность каждого ученика , помочь ему найти ответ на вопрос, «каков я», дать компетентные рекомендации о наиболее благоприятном пути индивидуального развития Основная и очень ответственная задача школы- раскрыть индивидуальность, помочь ей развиваться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Каждый ребенок как носитель собственного ( субъектного) опыта уникален. К моменту поступления в школу он имеет исходный уровень психического развития, и темп его развития во многом определяется организацией обучающих воздействий. С самого начала необходимо создавать для каждого не изолированную , а, наоборот, более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя. И только когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, можно рекомендовать наиболее благоприятные для развития ребенка дифференцированные формы обучения. Следовательно, индивидуализация не результат дифференциации, а напротив, дифференциация способствует индивидуализации обучения. В целях развития индивидуальности следует признать, что наиболее важной является не « внешняя» , а « внутренняя » дифференциация. К ней мы относим гибкие; мягкие, ненавязчивые методы, которые использует педагог с первых шагов в школе , на уроке. В его распоряжении должны быть дидактические материалы, позволяющие ученику выбирать наиболее удобные и приятные ему типы заданий, содержание учебного материала к форму его выражения: на этой основе учитель фиксирует избирательность позновательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность в их реализции через способы учебной работы Постоянное профессиональное наблюдение позволяет педагогу накопить « банк данных» об ученике, формирующемся у него индивидуальном познавательном « профиле». По мере проявления (от класса к классу) такого « профиля» появляется основание для определения более жестких для ученика дифференцированных форм обучения ( профильных классов, индивидуальных программ и т.п). Педагогическое наблюдение должно оформляться в виде индивидуальной карты позновательного (психического) развития и служить основным документом для выбора дифференцированных форм обучения. Только через « внутреннюю» дифференциацию можно переходить к « внешней». Предметники должны разработать программу мероприятий по дифференциации учебно- воспитательного процесса в соответствии с особенностями предмета, т.е работа с учащимися по повышению их уровня обученности. Ведь у всех есть проблемы и ее причины. Должны быть и меры по устранению проблемы. Что делают наши учителя. У кого это получается хорошо , а у кого плохо. Это сказывается на уровне обученности учащихся. Меры по устранению проблем: - Повышенное внимание к учащимся. Сбор информации об испытываемых трудностях. -Строгое соблюдение режима организации контрольных работ. создание ситуации успеха в учебе. -Организация щадящего режима в начале изучения школьных предметов. -Разработка комплекса мер, развивающих учебную мотивацию: творческие задания, система поощрения и др. - Организация системы индивидуальных консультации со слабоуспевающими учащимися «группы риска», отдельно со сильными. -Организация планомерной подготовки к экзаменам: уроков повторения, дополнительных занятий, консультаций. - Разумное планирование объема д/з.Беседы по организации режима д/з . - Сбор информации о трудностях в учебе. Консультирование учащихся, практические занятия. - Своевременная информация о порядке аттестации. -оптимальное использование уровневой дифференциации. - проведение олимпиад, интеллектуальных марафонов. -формирование групп взаимной помощи из учащихся. -работа по консультированию проблемов и трудностей. - поощрение учащихся за помощь учащимися « группы риска». - выявление групп детей с неблагоприятной оценочной ситуацией. Постановка задачи « исправления» текущих оценок. Консультирование, дополнительный опрос, индивидуальные задания. - подвижные перемены Эффективность профильной дифференциации зависит от следующих педагогических условий:
Проект решения:
|
|
|
© vera-kozlova111 |