Сайт - портфолио учителя культуры родного края,

чувашского языка и литературы

МОУ "Балабаш-Баишевская СОШ"

Козловой Веры Ильиничны

ДОКЛАД

«Управление качеством образования в образовательном учреждении»

В качестве вступления к своему докладу, мне хочется отметить, что тема, затронутая нами на сегодняшнем семинаре является одной из важнейших на современном этапе развития общества. И говоря о качестве образования, имеют в виду оценку того, каких результатов добиваются учителя при обучении учащихся. А мне хочется выделить, что при этом нужно иметь в виду и качество самого образовательного процесса и условий, в которых он реализуется.

.

Ведь управление качеством образования в школе есть процесс проектирования, то есть постановки целей образования и определения путей их достижения; организации образовательного процесса и мотивации его участников на качественный труд; контроля как процесса выявления отклонений от целей и мониторинга – системы отслеживания изменений в развитии; регулирования и анализа результатов.

Именно на повышение качества образовательного процесса направлены все усилия педагогических коллективов многих образовательных учреждений. Однако существует противоречие: подобные усилия во многих случаях не приводят к ожидаемым результатам, и качество образования остается невысоким.

Результатами изысканий общеобразовательных учреждений становятся программы развития школ, инновационные технологии организации образовательного процесса и новые подходы к управлению качеством в образовательных учреждениях.

Эффективность реализации программ управления качеством образования обусловлена успешной деятельностью всего педагогического коллектива по реализации этих программ.

Думаю, важную роль при этом играет деятельность администрации образовательного учреждения.

Если говорить о самом понятии «качество образвания», то оно – неоднозначный термин для понимания разными аудиториями в системе образования 1. «Качество» для учителей - означает наличие качественного учебного плана, обеспеченность учебными материалами и пособиями, нормальные рабочие условия. 2. Учащиеся - часто связывают качество с внутришкольным климатом, с «комфортностью» в школе. 3. Родители учеников соотносят его с развитием индивидуальности, с дальнейшей образовательной успешностью своих детей. 4.Будущие работодатели (бизнес, промышленность) соотносят качество образования с активной жизненной позицией, знаниями, умениями и навыками выпускников, позволяющими принимать оптимальные решения и т. д.

Важнейшим смыслом образования является самораскрытие ученика, узнавание им подлинного самого себя, творение во взаимодействии учителя и ученика собственного образа. Это принципиально отличается от задачи подражания образцу. Усвоение знаний, умений и навыков или сведений и правил не может быть самоцелью. Это необходимые, но не достаточные условия становления, самореализации личности, поскольку в современном обществе адресатом образования является именно целостная личность, а не те или иные ее социальные функции и способы их использования. Не сами по себе знания являются целью школы, а ученик, считающий эти знания ценностью, его интеллект и духовное развитие. То есть качественным образованием будет являться такое образование, итогом которого является ученик с развитым интеллектом, способностью к самостоятельному и ответственному мышлению, высказыванию и поступку.

А мне кажется, качественное образование – это образование всех качеств личности, потому что количество «отличников» и «хорошистов» в школе мало говорит о качестве обучения каждого школьника в отдельности, более того, оно не говорит о проблемах ученика.

И свой доклад я строю, именно, на рассмотрении образовательного процесса и условий, в которых проходит образовательный процесс в нашей школе.

Обеспечить качество образования «сверху», лишь путем «принятия управленческих решений» администрацией школы, без участия в этом процессе каждого учителя невозможно.

Управление качеством образования это система управленческих действий, направленных на достижение и поддержание определенных свойств образовательного процесса и результата, соответствующих потребностям субъектов и требованиям образовательных стандартов.

Управление – многогранное явление, трактуемое, во-первых – как один из видов социальной деятельности, во-вторых – как целенаправленное воздействие управляющего субъекта на управляемый объект, с целью изменения последнего. В нашей ситуации эти трактовки не противоречат друг другу, а скорее дополняют друг друга.

Деятельность педагогического коллектива по управлению качеством образования с одной стороны выступает как один из видов педагогического управления, с другой стороны – как часть педагогической деятельности.

Поскольку в процессе создания качества участвует вся организация, то и ответственность за качество не может нести какое-то одно подразделение, и, следовательно, необходимо активное участие каждого сотрудника в совершенствовании качества продукции и процессов.

Наша Балабаш- Баишевская школа имеет свои традиции, которые обеспечивают учащимся многих поколений и педагогам достижение высоких успехов, как в стенах школы, так и после его окончания.

Подготовка учащихся по профильным дисциплинам в нашей школе осуществляется путем более углубленного изучения предметов химико -математического, химико-биологического и физико-биологического циклов, освоения специальных курсов предметов, раннего изучения английского языка и основ программирования, на занятиях в кружках, клубах, на элективных курсах.

Педагогическим коллективом школы накоплен опыт организации обучения учащихся основам исследовательской работы. Все это способствует обеспечению профессионального самоопределения учащихся.

В педагогическом коллективе школы действуют следующие субъекты обеспечения качества образования:

- Директор

- Заместители директора

- Учителя

- Воспитатели, вожатая, классные руководители

- социальный педагог

- библиотекарь и др.

От каждого из вышеперечисленных субъектов педагогического коллектива, безусловно, зависит и качество образовательного процесса, и качество достигнутых результатов.

Для оценки эффективности деятельности педагогического коллектива школы по управлению качеством образования необходимо выделить следующие элементы системы управления качеством образования в школе:

- анализ внешней среды и социальное партнерство;

- организация образовательного процесса в школе;

- анализ здоровья учащихся;

- новые способы оценивания образовательных результатов;

- научно-методические и кадровые условия,

- совершенствование педагогического мастерства;

- содержание образования в соответствии с социальным заказом;

- новые методы обучения

- сотрудничество с родителями;

- организационно-управленческие условия

- психологические условия;

- материально-технические условия

Объем знаний, которыми обладает человечество, растет как снежный ком, и современным школьникам все тяжелее усваивать их. При существующей ныне системе образования ученики старших классов испытывают перегрузки, т.к. они вынуждены уделять внимание всем преподаваемым предметам. Это является одним из факторов ухудшения здоровья старшеклассников. Достаточно сказать, что только % подростков имеют первую группу здоровья. Введение профильного обучения позволяет снизить непомерную учебную нагрузку на учащихся старшей школы и одновременно обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями и наклонностями и даст учащимся возможность более эффективно готовиться к получению профессионального образования.

Данные анкетирования учащихся 9-11 классов школы показывают, что более 70% старшеклассников отдают предпочтение тому, чтобы углубленно изучать только те предметы, которые понадобятся для получения профессионального образования, 61 % родителей считает, что для получения дальнейшего образования недостаточно общеобразовательного уровня. Таким образом, профилизация обучения в старших классах требует изменения структуры образовательной подготовки.

Важным моментом организации работы школы как образовательного учреждения является осознанное представление места профильного образования на рынке образовательных услуг. В данное время наибольшей степени на предприятиях востребованы инженеры – технологи, строители, механики. Однако для учащихся 9-11 классов школы наиболее привлекательными являются специальности экономиста, юриста, программиста. С другой стороны, спрос на действительно грамотных специалистов остается неудовлетворен. Как говорят афористично: «Дипломированных специалистов много, но квалифицированных по-прежнему не хватает».

Численность учащихся в школе последние годы колеблется около 180 человек. В школу посещают учащиеся из 5 населенных пунктов.

Образовательный процесс на первой ступени (1-4 классы) строится в основном по традиционной классно-урочной системе с применением технологий развивающего и опережающего обучения, «Школа 2010»

На второй и на третьей ступени учебно-воспитательный процесс в начале основывается на классно-урочной системе, далее - постепенно включаются в эту систему элементы лекционно-семинарской и других систем.

Здоровье учащихся – один из основных результатов работы школы. Состояние здоровья учащихся оценивается по результатам изучения внутришкольной медицинской документации.

Данные о состоянии здоровья учащихся школы

Анализ данных, приведенных на диаграмме 1, показывает, что:

- наблюдается увеличение количества учащихся, имеющих хронические заболевания (от 60% в 2005 году до 77% в 2007 году) Диаграмма 2

1) Успеваемость учащихся

Успеваемость учащихся школы в 2007-2010 годах


По результатам единого государственного экзамена по математике, по русскому языку школа показывает в течение последних двух-трех лет неплохие результаты в районе: 1-ое место по математике в 2008 году и 3-ье место в2009 году, по русскому языку – 5-ое место в 2009году.

Результаты ЕГЭ за последние 3 года


Участие учащихся в предметных олимпиадах


Психологические условия образовательного процесса школы

Большинство школьников(по результатам выборочного анкетирования) имеет положительную направленность по отношению к классу и школе.

Изучение отношения педагогов к условиям, созданным в школе, показало, что:

- 59 % учителей указали на стабильность своего положения в коллективе, наличие доверительно-уважительного отношения коллег и администрации;

- 66 % опрошенных отмечают наличие в школе достаточных условий для личностного роста и развития, освоения нового;

- для 66 % педагогов работа в школе представляется интересной, стимулирующей к дальнейшему поиску;

- характер взаимоотношений с учащимися благоприятен для 93% учителей.

Таким образом, большинство членов педагогического коллектива указало на благоприятные условия для работы.

По мнению опрошенных, основными недостатками в работе школы являются:, большой объем учебного материала (9%), недостаточная учебно-материальная база учебных кабинетов (14%), ограниченность применения информационных технологий на учебном занятии (23%).

Опросы, регулярно проводимые среди учащихся, показывают, что, несмотря на загруженность учебными предметами, школьники с удовольствием принимают участие в подготовке и проведении различных творческих дел как школьного, так и классного уровня. Результаты исследования мнения учащихся 8-11 классов представлены в таблицах. .

Таблица 1.

Эмоциональное отношение обучающихся к обучению в школе

Показатели

Кол.отв.

%

Чувствую себя в школе комфортно

93

58,12

Чувствую себя в школе дискомфортно

13

8,1

В зависимости от ситуации

54

33,8

Всего

160

Мнение учащихся о качестве преподавания предметов, необходимых для поступления в вузы (в %)

№ п/п

Учащиеся 9 классов(19 уч.)

Учащиеся 11 классов

(10 уч.)

Всего

%

1.

Хорошее практически по всем областям знаний

11

8

19

65,5

2.

Хорошее по некоторым областям знаний

8

2

10

34,5

3.

Отношение не выявлено

-

Анкетирование родителей показывает, что большинство из них (около 80%) в целом удовлетворено содержанием и организацией образовательного процесса в школе.

Кадровые условия

В школе работают 24 педагога, среди них –1Почетный работник образования РФ, 1 Отличник образования РФ , один педагог имеет Почетную грамоту Министерства образования и науки РФ.

Школа сегодня в целом характеризует высокая степень подготовленности и профессионализма кадров. Свыше 60 % учителей имеют высшую и первую квалификационную категорию.

Учителя участвуют в конкурсах профессионального мастерства.

Каждый год участвуем в конкурсе «Самый классный классный». В прошлом учебном году наши учителя заняли одно 2-ое (учитель начальных классов Козлова Т.Н.) и одно 3-ье место(учитель математики, кл. рук.11 класса Белова Н.Г.) в районе.

Унас есть участники районного конкурса «Лучшая модель эффективного внедрения педагогических технологий в образовательный процесс», всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок»(Тихонова Н.В.).


Методическая работа в школе направлена на разработку и внедрение измененного содержания образования, повышение методического мастерства учителей. Методической работой руководит методический совет, в который входят руководители МО, заместители директора, директор.

За период с 2007 по 2009 год на базе нашей школы проведены такие семинары как семинар историков района на тему «Внеурочная деятельность»(февраль 2007) ,семинар заместителей директоров по учебно-воспитательной работе на тему «Организация государственно-общественного управления в ОУ» (март 2008), семинар заместителей директоров по воспитательной работе на тему «Организация работы школьного ученического самоуправления»(декабрь 2008), семинар школьных библиотекарей района на тему «Книга – великое чудо из чудес» (февраль 2009) , фестиваль школьной поэзии «День чувашского языка» (апрель2008)

Педагоги школы принимают участие в различных педагогических конференциях по вопросам воспитания и образования, публикуются в предметных журналах, сборниках, имеют материалы на сайте

В журнале «Народная школа» 1.Тихнова Индира Владимировна

2.Козлова Вера Ильинична

В сборниках 1. Тихнова Индира Владимировна.

2.Шугурова Луиза Семеновна

Материалы на сайте Тихоновой Нины Валентиновны «Фестиваля педагогических идей. Открытый урок»

Педагоги и руководство школы регулярно повышают свою квалификацию .

Сведения о родителях учеников

Социальное положение родителей учащихся ( в %)

Таким образом, основные категории родителей – . Немного увеличилось за 3 года количество родителей из семей

Уровень образования родителей (в %)

За последние годы немного увеличилось число семей учащихся, у которых родители имеют высшее образование.

В школе в настоящее время используется система внутришкольного контроля, основанная на принципе горизонтально - сетевого управления.

Внутришкольный контроль – это сознательная , целенаправленная деятельность администрации школы, направленная на выявление отклонений от программы управления.

Основные направления ВШК:

1)Учебно-воспитательный процесс

2)Педкадры

3)Учебно-материальная база

Администрацией школы посещены открытые уроки и внеклассные мероприятия, а также уроки в рабочем порядке по плану ВШК. Основные цели посещений и контроля уроков были следующие:

1) Формы и методы, применяемые на уроках при проверке ЗУН, изучении нового материала, закреплении изученного.

2) Самостоятельная работа на уроке, ее содержание и организация.

3) Уровень ЗУН учащихся по предмету.

4) Использование новых педтехнологий на уроках и т.д.

В школе созданы методические объединения учителей –предметников и классных руководителей. От них исходит информация о планируемой корректировке учебных программ, о разработке и применении методического и дидактического материала.

Схема «Уровни управления качеством образования вшколе»

В школе согласно Положению действует Совет школы. В Совет входят педагоги школы, ученики, родители, представители общественности, представитель отдела образования.

Но Совету школы еще предстоит стать активным соучастником реализации программ школы.

Материально-техническое обеспечение

За прошедшие 5 лет модернизация технических средств позволила создать все условия для подготовки и проведения научно-практических конференций учащихся, а также семинаров для учителей школ района– проводить их при компьютерной поддержке и с использованием мультимедийных средств. Значительно изменился эстетический вид многих учебных кабинетов школы. Практически все кабинеты оснащены новой мебелью. Усилиями администрации школы и заведующей библиотекой библиотечный фонд увеличился на %. Однако в школе явно ощущается нехватка компьютерных рабочих мест: необходимо их увеличение на 60 %.

В ближайшее время необходимо укрепить материальную базу медицинского кабинета и кабинетов ГКП школы.

В настоящее время складывается принципиально новая реальность социокультурного заказа на образовательную подготовку учащихся. Отличительная черта этой реальности состоит в том, что подлинным заказчиком образовательного процесса становится семья. Она все более реально начинает участвовать в финансировании, проектировании и определении содержания образования.

Перед школой ставится задача создать условия для удовлетворения познавательных запросов, интересов, развития способностей конкретного ребенка. Добиться того, чтобы уже в школе ребенок мог сделать правильный выбор своего будущего направления в жизни и в дальнейшем полноценно включиться в постоянно меняющийся мир.

Основные выводы

Комплекс системных мер по обеспечению качества образовательного процесса позволил школе достигнуть определенных результатов обученности учащихся. Результаты, полученные в ходе внутренней контрольной деятельности, находят подтверждение в материалах внешней экспертизы (в т.ч. ЕГЭ).

Анализ итоговой аттестации выпускников показал, что учащиеся 9-х, 11-х классов в лучшей степени подготовлены по учебным предметам, изучавшимся ими на профильном уровне.

Поступление в ВУЗы составляет 60-80% и удерживается на протяжении последних 5 лет, что еще раз подтверждает стабильно высокий уровень общеобразовательной подготовки учащихся.

Обучающиеся школы занимаются исследовательской деятельностью, принимают участие в конкурсах, смотрах, выставках, олимпиадах, соревнованиях на районном, республиканском, всероссийском, международном уровней..


© vera-kozlova111

Конструктор сайтов - uCoz